N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
2005 |
01.01.2015 (факт) |
2016 (план) |
1. |
Численность постоянного населения |
тыс. чел. |
502,0 |
510,2 |
497,28 |
2. |
Комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА5) |
ед. |
8,99 |
менее 5 |
7 - 13 |
3. |
Уровень безработицы |
% |
0,9 |
0,49 |
0,7 |
4. |
Среднедушевые денежные доходы |
рублей |
6000 |
25200 |
16000 |
5. |
Обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения |
шт. |
80 |
36,4 |
80 |
6. |
Амбулаторно-поликлинические учреждения |
ед. |
32 |
27 |
33 |
пл. мощ. |
16835 |
16800 |
17635 |
||
посещ. |
6422997 |
4154777 |
6539000 |
||
7. |
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения |
чел. |
36,1 |
25,7 |
41 |
8. |
Обеспеченность средне-медицинскими работниками на 10 тыс. населения |
чел. |
94,1 |
62,4 |
114,3 |
9. |
Среднее время приезда скорой помощи |
мин. |
25 |
25 |
20 |
10. |
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях |
% |
47 |
89,0 |
92 |
11. |
Обеспеченность учреждений дошкольного образования педагогическими кадрами (воспитатели) |
% |
95 |
98,8 |
100 |
12. |
Численность учащихся государственных школ, занимающихся в первую смену |
% |
70,7 |
79,8 |
100 |
13. |
Охват детей образованием повышенного уровня (лицеи, гимназии, профильное обучение) |
% |
36,3 |
28,6 |
50 |
14. |
Охват детей образованием в режиме "полного дня" |
% |
2 |
4,4 |
14 |
|
Обеспеченность спортивно-оздоровительными учреждениями |
|
|
|
|
15. |
спортивными залами |
% |
23,2 |
30,0 |
26,8 |
16. |
бассейнами |
% |
4,7 |
7,4 |
5,3 |
17. |
плоскостными спортивными сооружениями |
% |
27,7 |
30,1 |
31,7 |
18. |
Доля городского населения, организованно занимающегося физкультурой и спортом |
% |
17,2 |
25 |
27 |
19. |
Доля учащихся в музыкальных, художественных школах и школах искусств |
% |
12 |
15 |
15 |
20. |
Обеспеченность жильем |
кв. м/на 1 чел. |
20,9 |
24,8 |
24,4 |
21. |
Ввод нового жилья |
кв. м/на 1 чел. |
0,53 |
1,0 |
0,8 |
22. |
Доля ветхого жилищного фонда во всем жилищном фонде |
% |
0,3 |
0,569 |
0,1 |
23. |
Индекс промышленного производства |
% |
100 |
- <*> |
107 |
24. |
Количество малых предприятий |
ед. |
5538 |
10794 |
7000 |
25. |
Количество индивидуальных предпринимателей |
тыс. чел. |
14,6 |
12,8 |
27,0 |
26. |
Число основных телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования - всего |
тыс. ед. |
182,38 |
152,24 |
213 |
27. |
Количество абонентов сети Интернет |
тыс. аб. |
22,8 |
133,6 |
62 |
28. |
Количество подвижного состава |
ед. |
1048 |
724 |
1257 |
29. |
Протяженность маршрутной сети |
км |
1132 |
1273,0 |
1290,7 |
30. |
Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям |
млн. руб. |
8143 |
51800 |
18000 |
31. |
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей |
кв. м |
296 |
648 |
700 |
32. |
Обеспеченность посадочными местами в открытой сети предприятий общественного питания на 1000 жителей |
ед. |
21 |
37,9 |
40 |
33. |
Объем бытовых услуг на душу населения |
руб. |
2716 |
- <*> |
6000 |
<*> Показатель не рассчитывается Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области
Так, на 2016 год прогнозировался демографический спад, однако в 2014 году население Липецка превысило отметку 510 тысяч человек.
Аналогичным образом ситуация сложилась и с обеспеченностью спортивно-оздоровительными учреждениями (спортивные залы, бассейны). Улучшение инфраструктурного обеспечения произошло за счет ввода в эксплуатацию новых объектов как муниципалитетом, так и частными инвесторами.
Рекордно низкий уровень комплексного индекса загрязнения атмосферы (менее 5) для города Липецка зафиксирован в 2014 году. Это - во многом результат системной и успешной работы ПАО "НЛМК" по сокращению воздействия на окружающую среду в рамках "Экологической программы 2020". Металлургическим гигантом был реализован целый ряд природоохранных мероприятий, которые позволили предприятию не только нивелировать воздействие на атмосферу, вызванное ростом производства, но и сократить его.
Выше прогнозируемого оказался рост среднемесячных доходов на душу населения, которые сегодня составляют более 25 тысяч рублей. Превышены плановые значения по показателям обеспеченности жильем на 1,6% и вводу нового жилья на одного жителя на 25%.
Развитие потребительского рынка характеризуется положительной динамикой. Обеспеченность населения торговыми площадями в 2014 году превысила нормативный уровень на 6,8% и составила 648 кв. м на тысячу человек. Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям практически в три раза превысил значение, которое предполагалось достичь в 2016 году.
Однако по количеству индивидуальных предпринимателей плановые значения достигнуты не были. К 2016 году людей, занимающихся этой деятельностью, должно было быть не менее 27 тысяч, но по факту 2014 года можно сделать вывод о том, что заявленной "нормы" достигнуть не удастся. Это обусловлено прежде всего тем, что в 2011 году в 2 раза увеличились ставки по страховым взносам, в результате большинство индивидуальных предпринимателей изменили организационно-правовую форму собственности. Также на величину данного показателя повлияла корректировка налоговыми органами базы налогоплательщиков в части исключения из своих реестров предпринимателей, фактически не осуществляющих деятельность.
Обеспеченность больничными койками характеризует потенциальные возможности здравоохранения города Липецка. Снижение данного показателя в 2014 году связано с реструктуризацией и оптимизацией сети лечебных учреждений.
Снижение охвата детей образованием повышенного уровня обусловлено необходимостью приведения правового статуса общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, отменившего существующую до 2013 года их видовую классификацию.
Доля детей, обучающихся в образовательных учреждениях во вторую смену, ежегодно сокращалась, но запланированного результата по данному показателю достичь не удалось в связи с ежегодным (с 2009 года) увеличением контингента школьников в среднем на тысячу человек.
Также для итоговой оценки действующей Стратегии использовались результаты социологических опросов населения.
Первый опрос был проведен в начале 2006 года, то есть в период разработки действующего Стратегического плана, второй - в конце 2015 года.
Сравнивая итоги исследований, можно сделать следующие выводы:
- в городе в основном преобладает коренное население, большая часть которого родилась в Липецке и уезжать не собирается. В то же время за 9 лет доля респондентов, которые готовы сменить место жительства при определенных условиях, увеличилась с 5% до 22%. Реальные планы по переезду имеют 6%, тогда как ранее к этому был готов только 1% населения;
- среди причин, по которым люди хотят уехать, основными являются: "перспективная работа и рост карьеры" - 46%; для 29% отъезд связан с учебой и будущим детей. Для 25% респондентов "экологическое состояние окружающей среды" также является веской причиной для смены места жительства;
- на вопрос "Сколько всего детей планируется иметь в вашей семье?" ответы распределились следующим образом: 82% респондентов "не планируют больше появление детей в своей семье", 13% планируют, что в их семье будет не больше одного ребенка, 3% - что не больше двух, 2% намерены иметь троих детей. Необходимо отметить, что ранее рождение двоих детей предусматривали 11% респондентов.
По-прежнему среднемесячный доход семьи в основном тратится на питание - 43% и коммунальные услуги - 28%. Доля расходов граждан на образование и организацию досуга увеличилась с 6% до 10% и с 4% до 12% соответственно.
Определение самими респондентами своего материального благосостояния в сравнении с официальным прожиточным минимумом, установленным на региональном уровне, свидетельствует, что ниже прожиточного минимума проживает 28% опрошенных; выше - 26%, на уровне прожиточного минимума - 43%.
За прошедшие 9 лет доля респондентов, проживающих на уровне прожиточного минимума, увеличилась на 10%. Данные результаты нельзя однозначно отнести к разряду позитивных, так как количество липчан, проживающих ниже прожиточного минимума, практически не изменилось, а доля граждан, оценивающих свой доход выше данной величины, снизилась на 15%.
Определяя свое материальное положение безотносительно официального минимума, оценки людей становятся более категоричными: 57% считают, что живут обеспеченно, к бедным причисляет себя 21%.
И субъективная, и объективная оценки своего материального положения свидетельствуют о том, что большинство липчан причисляют себя к категории средне обеспеченных граждан.
Как и несколько лет назад "постоянная нехватка денег" является основной причиной неудовлетворенности от жизни. Но нельзя не отметить, что доля граждан, которые испытывают дефицит финансовых ресурсов, снизилась на 11%. Особенно остро переживают эту проблему возрастные категории от 50 лет и старше. Вторая по значимости причина, негативно влияющая на социальное самочувствие респондентов, - отсутствие хорошей работы. Наиболее этим обеспокоены липчане в возрасте от 18 до 35 лет. Ранее отсутствие работы волновало 9% респондентов, сейчас их доля увеличилась до 23%. Плохим состоянием здоровья озабочены только 8% опрошенных, как и прежде, это - люди старше 50 лет. На 6% снизилось число горожан, не удовлетворенных состоянием жилищных условий, сейчас их 11%.
Практически половина опрошенных считают, что "материальное благополучие человека" зависит от самого человека, 34% - от экономической обстановки, остальные связывают его с работой органов власти.
Около 77% респондентов ответили, что довольны своей жизнью, 23% - частично или совсем недовольны. Но в целом перевес оптимистических настроений над пессимистическими преобладает довольно значительно. Следует отметить, что позитивно настроенных граждан стало больше на 18%.
Оценить динамику развития города за последние 10 лет не смогли 36% липчан.
Жизнь в городе "изменилась к лучшему" - так считает только треть участников опроса, тогда как ранее в позитивных изменениях были уверены 67%.
Итоги социологического опроса показали, что для населения наиболее значимыми являются следующие направления: условия проживания, здоровье, экологическая обстановка, состояние транспортной инфраструктуры, проблемы детей, социальная защита, воспринимаемая как страховка и помощь от государства.
На 17% снизилась доля липчан, считающих, что "охране общественного порядка" надо уделять больше внимания. В то же время значительно увеличилось количество респондентов, которые хотят, чтобы больше усилий было направлено на "работу общественного транспорта" и "содержание дорог".
Основными приоритетами социально-экономической политики города для повышения уровня жизни из представленного анкетного выбора, по мнению респондентов, являются: "создание условий для решения жилищных проблем" - 51%, "развитие производственной сферы" - 36%, а также "создание условий для всестороннего развития личности" - 36%.
В ближайшие 20 лет, в результате реализации Стратегии социально-экономического развития города, 51% липчан хотели бы видеть Липецк "крупным промышленным центром с многоотраслевой экономикой". Кардинальная смена стратегического развития города, будь то развитие города как туристического либо как образовательного центра Центральной России, находит поддержку только у 22% и 14% опрошенных соответственно.
36% респондентов уверены, что через 20 лет жизнь в городе "изменится к лучшему". 42% затруднились делать прогноз, 6% ожидают ухудшения ситуации, а 16% считают, что ничего меняться не будет.